EN
Таможенный представитель | Транспортно-логистическая компания

КОНСАЛТИНГ

Вопросы, возникающие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности и пути их решения

Классификация товаров

От классификации товаров зависит ставка таможенной пошлины и перечень разрешительных документов, которые необходимо представлять в таможенный орган (сертификаты соответствия, лицензии и т.п.). Таможни зачастую не соглашаются с декларируемым кодом и принимают собственное решение по классификации. Обязанность по определению кода ТН ВЭД на уровне всех десяти знаков возлагается на декларанта. Это объясняется, как стремлением таможни классифицировать товар тем кодом, которому соответствует максимальная ставка пошлины, так и сложностью классификационных вопросов, отсутствием четкого, всеобъемлющего справочника, который мог бы предусмотреть все случаи классификации существующих товаров во всем их многообразии.

В случаях, когда таможня принимает собственное решение о классификации, отличающееся от кода, определенного декларантом, как правило, происходит доначисление таможенных платежей. Также возможно и возбуждение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ «недостоверное декларирование» (штраф в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных платежей с возможной конфискацией товара).

Для предотвращения таких неблагоприятных последствий, а также для снижения затрат при декларировании товаров мы готовы оказать Вам следующие услуги в сфере классификации товаров:

  • Получение предварительного классификационного решения в отношении ввозимого (вывозимого) Вами товара. Этот документ позволяет заблаговременно, до начала поставки товаров, получить официальное решение таможни о коде товаров и предотвратить споры о коде в процессе или после таможенного оформления.
  • При ввозе в Россию крупных партий оборудования, которые в силу объемов поставляются несколькими товарными партиями в течение определенного периода времени а не одномоментно в определенных случаях целесообразно до ввоза первой партии товаров получить решение о классификации машин, ввозимых в виде отдельных компонентов. Такое решение позволяет классифицировать всю ввозимую машину как единый объект, а не как набор множества элементов. Учитывая, что ставка пошлины на оборудование, как правило, значительно ниже, чем на элементы из которых оно состоит, это решение помимо исключения дебатов с таможней о коде товара в момент декларирования позволяет сократить расходы на оплату ввозных пошлин.
  • Если таможенный орган уже классифицировал Ваш товар по неприемлемой для Вас или необоснованной товарной позиции (коду ТН ВЭД ТС), мы оказать Вам юридическую помощь по ведомственному обжалованию такого решения.

Таможенная стоимость товаров

Как показывает практика, таможенная стоимость является основным проблемным вопросом, с которым сталкивается большинство участников внешнеэкономической деятельности и, прежде всего, импортеры. Это объясняется тем, что применяемая таможенными органами система управления рисками (СУР) ориентирована в первую очередь на стоимостные показатели. В связи с этим при импорте тех или иных товаров зачастую «срабатывают» стоимостные профили рисков, что, как правило, влечет запрос таможней дополнительных документов для подтверждения заявленной стоимости.

Зачастую таможня запрашивает излишние документы, которые не предусмотрены действующими нормативными актами. Более того, получив от декларанта все требуемые документы, таможенный орган нередко игнорирует отдельные из них и выносит решение о корректировке таможенной стоимости исходя из средней ценовой информации, содержащейся в ведомственных базах данных.

В некоторых случаях таможенные органы неправомерно требуют включения в структуру таможенной стоимости определенных дополнительных начислений (лицензионных платежей и др.), необоснованно отказывают в применении первого метода определения таможенной стоимости и т.п.

В этой связи мы готовы оказать Вам следующие услуги:

  • Консультирование по любым вопросам, связанным с определением, подтверждением и корректировкой таможенной стоимости.
  • Подготовка ответа на запрос таможенного органа о представлении дополнительных документов, подтверждающих таможенную стоимость, с включением в ответ аргументации позиции, включающей ссылки на конкретные положения действующего законодательства.
  • Подготовка ответа на запрос таможенного органа о представлении дополнительных документов, подтверждающих таможенную стоимость, избежать корректировки и прочих вопросов со стороны таможенных органов. В рамках данной услуги мы готовы предложить решение по определению и подтверждению таможенной стоимости, отвечающее уникальным потребностям Вашего бизнеса (в частности, поставка товаров между взаимосвязанными лицами, уплата лицензионных платежей, безвозмездные поставки, применение системы скидок и другие особенности).
  • Обжалование решений, действий и бездействий таможенных органов в области таможенной стоимости товаров (например, решения по корректировке таможенной стоимости).

Получение и анализ документов, необходимых для выпуска товаров

Считается, что российская таможенная система является самым бюрократизированным звеном государственного аппарата. Это проявляется прежде всего в огромном количестве документов, которыми сопровождается процесс таможенного оформления. К основным документам, предъявляемым при таможенном оформлении относятся:

  • Разрешительные документы (лицензии, нотификации, сертификаты и пр.)
  • Коммерческие документы (контракт, инвойс, счет-фактура и пр.).
  • Транспортные документы (накладные, книжки МДП, документы СМR и пр.).
  • Банковские документы.
  • Прочие документы.

Мы готовы провести анализ документов, представленных либо подлежащих представлению таможенному органу, дать правовую оценку требованиям таможни о предоставлении дополнительных документов и с учетом этого порекомендовать перечень документов, необходимых и достаточных для выпуска товаров. Также мы готовы оказать услуги по получению необходимых для таможенного оформления лицензий, нотификаций, сертификатов, свидетельств и т.п. документов, необходимых для таможенного оформления.

Таможенные режимы

Таможенный режим – это совокупность правил, в соответствии с которыми участник ВЭД имеет право распоряжаться товаром после его выпуска таможенным органом (т.е. после завершения таможенного оформления). Участник ВЭД сам выбирает таможенный режим в момент декларирования исходя из целей перемещения товаров через границу. Так, например, если Вы намереваетесь ввезти оборудование в рамках договора аренды, который предусматривает возврат оборудования иностранному партнеру, Вы можете заявить таможенный режим временного ввоза. Данный режим предусматривает частичное (а в ряде случаев и полное) освобождение от уплаты таможенных платежей. Однако его применение ограничивает Ваше право распоряжаться ввезенным товаром (в частности, не допускается передача товара другому лицу без разрешения таможенного органа).

Действующее российское таможенное законодательство (так же как и законодательство формируемого Таможенного союза) предусматривает довольно широкий перечень таможенных режимов. Правильный выбор таможенного режима позволяет минимизировать размер таможенных платежей, избежать сложностей при дальнейшем использовании товаров а также при последующем завершении таможенного режима (например, при обратном вывозе временно ввезенных товаров).

Мы имеем большой практический опыт в применении всех существующих в России таможенных режимов и готовы не только оказать консультационные услуги на этапе планирования той или иной сделки, но и провести таможенное оформление товаров в соответствии с выбранным Вами таможенным режимом.

Практические примеры:

  • Анализ внешнеторговой сделки и иных факторов с целью определения наиболее оптимального для Вас таможенного режима.
  • Подробное описание конкретного таможенного режима: каковы условия помещения товаров под данный режим, в каком размере уплачиваются пошлины, какие документы необходимо представлять таможне, каковы преимущества и ограничения при данном режиме и пр.
  • Сравнительный анализ двух и более таможенных режимов с целью предоставления Вам возможности выбора наиболее приемлемого варианта.
  • Применение таможенного режима уничтожения для товаров, ранее ввезенных в Россию со льготами по уплате пошлин и налогов в качестве вклада в уставный капитал. В некоторых случаях эффективной альтернативой режиму уничтожение является вывоз таких товаров в режиме реэкспорта.
  • Применение таможенного режима временного ввоза вывоза в отношении товаров для выставок, производственного оборудования по договорам аренды или лизинга, транспортных средств, ввозимых в качестве товаров.
  • Применение таможенных режимов переработка на таможенной территории и переработка вне таможенной территории в том числе в рамках проектов «зеркальной» переработки (проекты когда сырье вывозится из России в режиме переработка вне таможенной территории, ввозится в иностранное государство в режиме переработка на таможенной территории, а затем готовая продукция возвращается в Россию).

Определение страны происхождения товаров

В рамках консультирования по данному направлению мы осветим следующие вопросы:

  • Правила определения страны происхождения товаров, действующие:
    • В рамках СНГ.
    • В рамках законодательства Таможенного союза.
    • Для товаров, происходящих с территорий особых экономических зон.
    • Общие правила, действующие в РФ.
  • Применимость в конкретной ситуации соглашения о беспошлинном перемещении товаров в рамках стран участниц СНГ, применимость преференциального режима в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и рекомендации по устранению выявленных в ходе анализа препятствий для применения этих инструментов.
  • В каких случаях необходимо получение и (или) представление таможне сертификатов о происхождении товара.
  • Порядок действий при получении сертификатов о происхождении товара (СТ1, формы А).
  • Содействие в получении сертификатов СТ1.
  • Восстановление преференциального режима в случаях, если в момент таможенного оформления по тем или иным причинам он не был применен.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе

Далеко не всем участникам ВЭД известно о наличии широкого перечня освобождений от уплаты таможенных платежей. Данные освобождения носят легальный характер и предусмотрены как российским законодательством, так и международными соглашениями. К сожалению, отсутствует единый нормативно-правовой акт, который бы закреплял весь перечень освобождений и льгот, применяемых в таможенной сфере. Таможенные органы нередко используют эту ситуацию и не информируют участника ВЭД о возможности сократить затраты на уплату пошлин и налогов. Такое поведение таможенных органов объясняется стремлением улучшить статистические показатели по сборам средств в бюджет, что особенно ярко проявляется в условиях кризиса, когда резко сократились объемы внешней торговли, а вместе с ними и суммы таможенных платежей.

Мы готовы не только подробно прокомментировать различные способы освобождения от уплаты таможенных платежей, включая процедуру получения разрешения таможенного или иного органа на использование данного освобождения, перечень документов, которые необходимо при этом представить, но и на практике обеспечить получение разрешения таможни на применение того или иного вида льгот.

Вот лишь частичный перечень освобождений от уплаты таможенных платежей:

  • Беспошлинный ввоз товаров в качестве вклада в уставный капитал организации.
  • Освобождение от НДС при ввозе отдельных видов оборудования.
  • Использование режима свободной торговли в рамках СНГ и формируемого Таможенного Союза.
  • Беспошлинный ввоз автокомпонентов для промышленной сборки автомобилей на территории РФ.
  • Режим свободной таможенной зоны в Калининградской области.
  • Режим свободной зоны в промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зонах России.

Консультирование и ведение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

Как показывает практика, для возбуждения дела об административном правонарушении таможенным органам зачастую достаточно лишь формальных оснований. Известен случай, когда при заполнении таможенной декларации декларант по ошибке указал одну лишнюю цифру в номере сертификата соответствия. В результате таможня возбудила дело об административном правонарушении по факту недостоверного декларирования товаров, а именно по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Декларанту был назначен штраф в размере 100 000 рублей.

В рамках консультирования по данному направлению мы готовы осветить следующие вопросы:

  • Анализ конкретных ситуаций с точки зрения наличия рисков возбуждения таможней дела об административном правонарушении (далее – дело об АП); рекомендации по минимизации данных рисков.
  • Порядок действий участника ВЭД в случае возбуждения дела об АП; способы минимизации размера административного штрафа.
  • Вопросы обжалования постановлений таможни о назначении административного наказания в арбитражный суд.

Обжалование решений таможенных органов (ведомственное обжалование)

Таможенные органы нередко принимают неправомерные решения, ущемляющие интересы участников внешнеэкономической деятельности. Данная практика объясняется множеством причин, начиная от стремления выполнить план по сбору средств в бюджет и заканчивая элементарной некомпетентностью отдельных должностных лиц. Как правило, такие решения предполагают корректировку таможенной стоимости, изменение заявленного кода ЕТН ВЭД, требование о предоставлении излишних документов при таможенном оформлении и т.п.

Ведомственное обжалование решений таможенного органа имеет ряд преимуществ по сравнению с обжалованием в суд. Во-первых, это более короткие сроки рассмотрения жалобы и принятия решения по ней. Вышестоящий таможенный орган обязан принять решение по жалобе в течение одного месяца со дня ее поступления. В крайнем случае, данный срок может быть продлен до двух месяцев, если таможенный орган запрашивает дополнительные документы. Арбитражный суд рассматривает дело в течение трех месяцев, при этом судья может продлить данный срок до шести месяцев, если посчитает дело особо сложным. Во-вторых, это обязательность решения вышестоящего таможенного органа для нижестоящего, а также неоспоримость данного решения. В судебной же системе существует как минимум три инстанции (первая, апелляционная и кассационная), и многие таможенные органы имеют негласное указание обжаловать в вышестоящие инстанции все судебные решения, которые приняты не в их пользу.

Правовая экспертиза внешнеторговых договоров

Внешнеторговый договор – это основной коммерческий документ, содержащий информацию о ввозимых либо вывозимых товарах. Именно его в первую очередь использует таможенный орган с целью проверки и уточнения сведений, заявленных в таможенной декларации. Поэтому в случае отсутствия в договоре определенных положений либо наличия в нем противоречий таможенный орган может признать его неприемлемым для целей идентификации товаров, подтверждения таможенной стоимости, применения первого метода определения таможенной стоимости, использования заявленного таможенного режима и т.п. Ситуация осложняется тем, что конкретное содержание внешнеторгового договора не регламентируется какими-либо правовыми актами: это приводит к наличию разных подходов к составлению и оформлению договоров. При этом подходы таможенных органов зачастую различаются и могут не соответствовать подходу участника ВЭД.

Эти моменты делают проведение правовой экспертизы внешнеторговых договоров исключительно важным этапом планирования внешнеторговой операции. Наши услуги в данной сфере заключаются в следующем:

  • Общий анализ и собственно экспертиза внешнеторговых договоров и иных коммерческих документов на предмет соответствия таможенному законодательству РФ, а также законодательству Таможенного союза.
  • Выявление положений, которые могут вызвать дополнительные вопросы со стороны таможенных органов (в частности, вопросы о ценовых компонентах, подлежащих включению в таможенную стоимость) и, как следствие, задержку выпуска товаров.
  • Рекомендации по внесению изменений в коммерческие документы с целью минимизации таможенной стоимости и (или) таможенных платежей.
  • Выявление и устранение иных рисков (в частности, невыгодные условия поставки; положения договора, на основании которых таможенные органы могут запретить обратный вывоз (реэкспорт) дефектных товаров и т.п.).

Таможенный аудит

В рамках данной услуги мы готовы проанализировать имеющиеся у вас документы (транспортные, коммерческие, таможенные, банковские и пр.) на предмет наличия таможенных рисков. Кроме того, мы представим четкие и подробные рекомендации по устранению либо минимизации данных рисков.

Таможенный аудит обычно проводится по трем основным направлениям:

  • Анализ документов, подлежащих представлению в таможенный орган, но еще не представленных. На данном этапе мы выявляем и оцениваем риски, заключающиеся в следующем:
    • Отказ таможенного органа в принятии документов.
    • Запрос таможней дополнительных документов для подтверждения заявленных сведений, в том числе для целей проверки заявленной таможенной стоимости.
    • Вероятность «срабатывания» профилей рисков, задержки в таможенном оформлении товаров.
    • Привлечение лица, подавшего документы, к административной ответственности в связи с предоставлением недостоверных документов и сведений.
  • Анализ документов, учет и хранение которых обязан вести участник ВЭД после завершения таможенного оформления. На этом этапе оцениваются риски, связанные с предъявлением возможных претензий со стороны таможни в рамках «постконтроля» – проверки документов, относящихся к таможенному оформлению, после выпуска товаров. В этой связи стоит обратить внимание на то, что в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (вступает в силу с 1 июля 2010 года) таможенные органы имеют право проводить таможенный контроль в течение 3 лет со дня выпуска товаров. На практике «постконтроль», как правило, проводится в форме таможенной ревизии. По результатам таможенной ревизии таможенные органы нередко проводят корректировку таможенной стоимости, начисляют дополнительные таможенные платежи и выставляют требования об их уплате. В ряде случаев возбуждаются дела об административных правонарушениях.
  • Анализ документов, которые должны храниться у лица, приобретающего импортированные товары. Таможенные риски могут возникать не только у участников ВЭД, но и у лиц, приобретающих импортированные товары у участников ВЭД либо посредников. Законодательство возлагает на таких лиц обязанность удостовериться в том, что приобретаемые ими товары прошли таможенное оформление и что в отношении них уплачены таможенные платежи. За неисполнение данной обязанности предусмотрена административная ответственность. Таможенные органы уполномочены проводить ревизию у этих лиц. Мы готовы проанализировать и помочь Вам минимизировать таможенные риски, которые возникают (или могут возникнуть) у Вас, если Вы закупаете или арендуете импортируемые товары.

Интеллектуальная собственность

Правообладатели могут воспользоваться действенным механизмом контроля за ввозом в Россию товаров, нарушающих их права на объекты интеллектуальной собственности. Этот механизм позволяет контролировать не только потоки контрафактных товаров, но и т.н. «параллельный» импорт. Для того чтобы привлечь таможню к защите своих прав на объекты интеллектуальной собственности правообладатель должен внести свои товарные знаки (или иные объекты интеллектуальной собственности) в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) и затем наладить взаимодействие с таможенными и судебными органами. Мы оказываем услуги как по включению объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС, так и по организации взаимодействия с таможенными органами при контроле за потоками товаров ввозимых в Россию.

Уполномоченный экономический оператор

Компании, включенные в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России (УЭО), имеют право на применение различных специальных технологий таможенного оформления, таких как:

  • Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (без приобретения УЭО статуса склада временного хранения).
  • Выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
  • Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (включая завершение таможенного транзита товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе).
  • Предварительное таможенное декларирование товаров.
  • Подача неполной таможенной декларации.
  • Подача периодической таможенной декларации.

Применение этих специальных упрощений позволяет снизить затраты на оплату услуг СВХ за счет отказа от услуг хранения, затраты на оплату услуг таможенного представителя за счет укрупнения таможенный партий при периодическом декларировании, ускорить проведение таможенных процедур за счет применения прогрессивный таможенных технологий и как следствие сократить расходы на них. Кроме того членство в реестре УЭО оказывает существенный репутационный эффект.

Наша компания предлагает как помощь при подготовке и согласовании документов, необходимых для включения в реестр УЭО, так и услуги таможенного представителя для работы с компаниями уже включенными в реестр УЭО.

Контакты
Кузнецова Екатерина
Оказание консультационных услуг
k.kuznetsova@tt-voskhod.ru
Тел.: +7 (812) 718-35-11, доб. 451

Клиенты