You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Вопросы административной ответственности за оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке

ФТС РОССИИ·5 ОКТЯБРЯ 2020 г.

Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке кодами идентификации, их Перечень, Положение о государственной системе мониторинга за оборотом товаров утверждены Правительством РФ и направлены на регулирование торговой деятельности в РФ [1].
Исходя из постановления Правительства РФ от 26.04.2019 № 515, участник оборота товаров маркирует товар кодами идентификации до его ввода в оборот, о чем направляет сведения в информационную систему мониторинга [2]. Если сведения в информационную систему не переданы либо переданы с нарушением, товары считаются немаркированными.

Под вводом товара в оборот понимается:
1) первичная передача товара от производителя новому собственнику либо иному лицу для ее отчуждения или последующей реализации, которая делает его доступным для распространения и (или) использования – если товар произведен на территории РФ;
2) ввоз юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем товара в РФ из государств ЕАЭС; выпуск таможенными органами для внутреннего потребления товара, ввозимого в РФ из третьих стран – если товар произведен вне территории РФ.


Поэтому обязанность по маркировке товаров лицом должна быть выполнена:
1) до первичной передачи товаров на внутреннем рынке от производителя новому собственнику для реализации;
2) до ввоза товаров из государств ЕАЭС (взаимная торговля);
3) до выпуска таможенными органами для внутреннего потребления товаров, ввозимых в РФ из третьих стран.


Исключение составляют лекарственные средства, которые должны быть маркированы идентификационными кодами до подачи декларации на товары (ДТ). Допускается помещение немаркированных лекарственных средств под таможенную процедуру таможенного склада и их хранение на таком складе без маркировки до трех лет. Если после таможенного склада товары планируется выпустить для внутреннего потребления, то они подлежат маркировке до подачи соответствующей ДТ [3].
Для Российской Федерации в целях обеспечения прослеживаемости маркированных товаров ЕЭК внесла изменения в порядок заполнения декларации на товары (решение КТС от 20.05.2010 № 257, решение ЕЭК от 19.11.2019 № 204). Теперь при ввозе товаров из третьих стран в РФ в графе 31 ДТ должны заявляться сведения о кодах идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке, на товарный ярлык или потребительскую (первичную) упаковку. Отсутствие или недостоверное заявление таких сведений в ДТ влечет отказ в регистрации ДТ либо отказ в выпуске товаров (ст. 111, 125 ТК ЕАЭС).
При этом ответственность по ч. 2, 3 ст. 16.2 КоАП РФ не наступает, так как сведения о маркировке не относятся к сведениям о товаре (пп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС) и не влияют на размер таможенных платежей, соблюдение запретов и ограничений.
Также не наступает ответственность перевозчика, экспедитора, таможенного представителя за сообщение таможенному органу при прибытии недостоверных сведений об обязательной маркировке товаров по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Ответственность по данному составу административного правонарушения (АП) влечет сообщение при прибытии, помещении на СВХ, под таможенный транзит недостоверных сведений о маркировке грузовых мест, а не сведений об обязательной маркировке товаров, упакованных для транспортировки в такое грузовое место (ст. 89 ТК ЕАЭС).
Вопрос о наличии события АП по главе 16 КоАП РФ рассматривается, если в ходе таможенного контроля установлено, что немаркированные обязательной маркировкой товары являются незаконно перемещенными иностранными товарами. При этом отсутствие маркировки может служить признаком возможного нарушения таможенных правил.
При таможенном контроле могут быть выявлены АП, связанные с производством, приобретением, хранением, перевозкой, продажей немаркированных товаров (в том числе лекарственных средств), за совершение которых наступает ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ. Ответственность за ввоз немаркированных товаров предусмотрена только в отношении табака и алкоголя (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).
КоАП РФ также установлена ответственность за несвоевременное/ недостоверное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных средств (ст. 6.34 КоАП РФ; компетенция Росздравнадзора с 01.07.2020).
Указанные АП не отнесены к компетенции таможенных органов. По правилам КоАП РФ при их выявлении материалы и информация направляются в органы Рспотребнадзора, Росакогольрегулирования, Росздравнадзора для принятия решения о возбуждении дела об АП.
При ввозе на территорию РФ фальсифицированных лекарственных средств, к которым относятся лекарственные средства с маркировкой, содержащей недостоверные сведения о производителе товаров, лицо подлежит ответственности по ст. 6.33 КоАП РФ, отнесенной к компетенции таможенных органов [4].


Список использованных источников:
1. Ст. 1, 2, п. 3.1 ч. 1 ст. 5, ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации»;
постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» («Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», «Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»);
распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
2. ООО «Оператор-ЦРПТ» - уполномочен на осуществление функций оператора государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании распоряжения Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р.
3. П. 4, 9 (1) постановления Правительства РФ от 14.12.2018 № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» в ред. постановления от 21.07.2020 № 1079, о проекте которого упоминал Автор (разработчик Минздрав России (стр. 76).
4. П. 37 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».