You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Новая логистика: как привезти груз из Европы в Россию

Новая логистика: как привезти груз из Европы в Россию

Западные санкции нанесли сильный удар по сложившимся логистическим цепочкам. Транспортные компании, а также грузополучатели начали прокладывать новые пути для поставок различной продукции из европейских стран.



В начале 2022 года западные государства запретили экспорт в РФ целого ряда товаров. Затем путь в Европу оказался за небольшим исключением закрыт для российских самолётов, судов и грузовых автомобилей. Москва не стала вводить зеркальных мер, но западные компании начали сами отказываться от работы на российском направлении. Операции в стране прекратили мировые гиганты логистики, такие как Maersk и DHL.

Официальной статистики о том, как сильно пострадал в результате грузооборот, в открытом доступе нет. Генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков оценивает падение в секторе автомобильных перевозок через Северо-Западный регион в 40%. "Грузооборот петербургских портов, которые в первую очередь занимались контейнерными перевалками, перевалкой промышленных грузов, упали на 50–70%, — продолжает эксперт. — В авиаперевозках просто полный коллапс".

Немного лучше, по его словам, пока выглядят показатели у железнодорожников. "Там более длинные договоры поставки, — объясняет Иван Федяков. — Мы до сих пор обслуживаем какие-то контракты, заключённые до 24 февраля. Поэтому пока падение будет до 10% в показателе тонно-километр. Но это не должно вселять оптимизм — речь идёт просто об инерции, которая заложена системой".

Окна в Европу



Часть европейских предприятий всё же продолжает сотрудничать с Россией, отмечает заместитель генерального директора по развитию бизнеса АСЕХ Александра Чагина. "Сейчас каждая компания строит свой бизнес в зависимости от того, какие у неё отношения с подрядчиками в Европе, — рассказывает эксперт. — Европейские агенты делятся на две категории: это лояльные к нам, которые хотят продолжать развивать бизнес с Россией, и совсем не лояльные, которые даже отвечать на электронные письма не хотят".



В качестве примера предприятия, расположенного к продолжению сотрудничества, она приводит одну из компаний в Германии, которая собирает заказы по всей Европе, после чего отправляет сборный груз самолётом из Франкфурта. "Очень серьёзно к тому, что везут в Россию, относится таможня. Поэтому из мелких аэропортов грузы не отправляются, только из крупных — Амстердама и Франкфурта", — говорит Александра Чагина.

В этих условиях импортёры ищут обходные пути и новые логистические цепочки. "Перераспределение пошло. Заработало турецкое направление. Заработало направление, которое никогда не работало в современной истории, — северокавказское. То есть Чёрное море стали объезжать не по западной стороне, а по восточной. Такого не было никогда, но сейчас это происходит. В Грузии огромные пробки на перевалочных пунктах. Там уже отреагировали повышением цен на транзит грузового транспорта, но это не сдержит грузы. Сейчас активно разрабатывается направление Каспийского моря. Я считаю его одним из самых перспективных для грузопотоков в Россию. Дальний Восток работает достаточно неплохо сейчас — грузы пошли по железной дороге из Владивостока. Для тех, кого устраивает подождать две недели-месяц — в принципе это неплохой вариант", — перечисляет Иван Федяков.